+7 978-823-51-44 · 
crimea@uc-erudit.ru · http://vk.com/uc.erudite

    Подготовка детей к школе по программе "Росток"

    «Не исполнитель, но творец!»

    Среди всех экспериментальных учебных программ «Росток» - одна из самых интересных и нестандартных программ.

    Впервые принципы, применяемые в программе «Росток», сформулировал профессор Лев Тарасов, который назвал разработанную им модель общего образования «Экология и диалектика». Позже идеи Тарасова развила педагог из Сум Тамара Пушкарева, создав систему «Росток». И как оба они считают, школа должна выпускать не просто исполнителей, а людей, желающих и умеющих принимать собственные решения и предлагать собственные варианты. Поэтому основная задача данной программы заключается не просто в передаче учащимся набора готовых знаний, а в таком развитии личности ребенка, которое позволяло бы ему самостоятельно их добывать.

    Не секрет, что в большинстве школ до сих пор наиболее востребованными и ценимыми качествами ученика остаются вовсе не умение мыслить и творчески подходить к решению задач, а прилежание и аккуратность. Проще говоря: учитель разжевал материал, дети записали под диктовку готовые схемы решения задач, дома выучили учебник «от сих до сих» и на следующем уроке отбарабанили выученное. Рассказал лучше остальных, записал самыми ровными и красивыми буковками – получи «5», то есть «12». И никому нет дела до того, что полученные таким путем знания, выветриваются из головы сразу же после выпускных экзаменов.

    Поэтому основным пороком традиционного преподавания Тарасов считает то, что школа отвечает на вопросы, которые сами школьники не задают, и учителя при оценке знаний постоянно сравнивают учеников друг с другом. По мнению Льва Васильевича, нужно сравнивать сегодняшние знания ученика с его завтрашними познаниями. Ребенок должен понять, что он не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а личность, способная самостоятельно искать варианты своего поведения и поступков.

    В соответствии с этим создатели «Ростка» считают, что традиционные учительские установки должны смениться принципиально новыми: «Не копируй меня и книги, обращайся к разным источникам информации! Не принимай сразу на веру, а старайся докопаться до корней, до причин. Ищи! Думай самостоятельно! Предлагай свои версии. Пробуй найти свое решение. Дай свое представление о том, что обсуждается».

     

    Окно в реальный мир

    Базовые предметы «Ростка» – математика и естественные науки.

    Математика, преподаваемая по этой системе, весьма отличается от классического школьного предмета, так как учат ее по «тетрадям Петерсон». Эти специальные пособия, созданные педагогом Людмилой Петерсон, а затем доработанные Тамарой Пушкаревой, которые даже внешне не похожи на обычные учебники, поскольку в них дети могут рисовать и решать задачи. И дети, выполняя задания, параллельно и как бы играючи, получают базовые знания и по другим предметам.

    «Речь идет не только об учебниках, а и о технологии, которая позволяет по-другому организовывать процесс обучения, - рассказывала Людмила Петерсон в одном из интервью. – И технология эта заключается в том, что учитель не объясняет ребенку: «Я знаю, а ты - нет, поэтому я тебе расскажу», а помогает увидеть проблему и самому додуматься до ее решения. И математика здесь - это всего лишь тот материал, на котором мы тренируем способности детей к поиску, к творчеству, к общению. Ведь именно они и должно остаться после того, как все изученное будет забыто. Для того чтобы овладеть подобной методикой, безусловно, нужны специально подготовленные учителя».

    Еще один базовый предмет, который читают младшеклассникам, обучающимся по системе «Росток», -

    «Окружающий мир». Ребенок лет до десяти еще не делит мир на математику, физику, химию, а воспринимает его в комплексе, как единый организм. Вот и этот предмет построен как комплексный, где присутствует немного биологии, химии и физики.

    Такие интегративные курсы дают возможность сразу же дать общую картину мира, а потом изучать и его детали. Не потому ли так и не состоялся в нашей традиционной школе выход на целостную картину мира, что мы слишком долго потчевали учеников отдельными фактами?

    В «Ростке» каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир. Нет «мира математики», а есть «окно математики» в реальный мир. Принцип «окна» позволяет постигать единый мир с разных сторон, видеть различные его грани.

     

    Принципы обучения

    Большинство школ Украины участвуют в Комплексной программе развития детей «Росток» уже 10 лет. За это время в школах накоплен огромный практический опыт. «Набирая детей в классы «Ростка», школы не имеют права тестировать их знания. Программа предназначена для обучения всех детей, независимо от уровня их развития. Уровневая дифференциация классов в «Ростке» тоже нежелательна».

    В программе используется принцип «Минимакс», сформулированный Людмилой Петерсон. То есть, учитель должен дать максимальные знания для данного возраста, но спрашивать по минимуму. Как это понимать? Есть стандарт - минимум для данного возраста, которой может усвоить ребенок. Но есть дети более одаренные, с развитым умом, которые в состоянии усвоить и больше. В учебном процессе уровень подачи материала учащемуся должен быть выше, чем уровень воспроизведения материала ребенком. Иначе говоря, детям предлагается много и разного, а каждый усваивает столько, сколько сегодня он может, а именно то, что ему более приятно и интересно. Соответственно нужно подходить и к проверке знаний. У каждого ребенка есть своя «планка», и учитель должен ставить, предположим, «10» одному ребенку – за выполнение более простых заданий, а другому – за более сложный уровень работы. «Ростковцы» колоссально опережают обычных детей по показателям невербального интеллекта, а количество детей в «Ростке», у которых этот показатель гораздо выше возрастной нормы, в некоторых классах «зашкаливает» за 90 %!». Задачи, которые решает 9-классник, учащийся по обычной программе, доступны и 7-класснику из «Ростка»: обычные и достаточно стандартные задания и обычные, и «ростковые» классы решают одинаково. Скажем, в тестах для старшеклассников попадается задание: «напиши ряд троек». Дети из обычных классов в растерянности: «Что за глупость?» А «ростковцы» спокойно пишут этот ряд троек. Но точно так же они не пугаются и сложных заданий, не говорят: «Я этого не смогу», а сразу задумываются: «Как это можно сделать?»

    Набирая детей в «Росток», ни в коем случае нельзя делить их на «умных» и «глупых»

    В классе «Росток» нет специфической микросреды, характерной для экстра-супер-пупер-элитарных заведений. Из детей здесь сознательно не делают элиту, «белую кость». И это очень хорошо!